Друзья, сегодня мы с вами вновь отправляемся на небольшую «архитектурную» прогулку по центру Петербурга. Напомню, в первой части этой статьи я упомянул о том, что такое ордер, капитель, волюты, каннелюры, пилястры и лопатки. Сегодня же предлагаю вам познакомиться с несколькими новыми терминами из архитектурного словаря. Тем, кто только собирается изучать эту тему, в первую очередь я бы рекомендовал обратиться к предыдущей части материала.
Начнем, пожалуй, с продолжения повествования об ордерах. Если в прошлый раз мы с вами посмотрели на дорический, ионический и коринфский ордера на примерах зданий Санкт-Петербурга, то сегодня посмотрим, что же представляют собой два производных ордера — тосканский и композитный.
Тосканский архитектурный ордер можно считать разновидностью дорического ордера. Так же как и собрат, он обладает компактной, без излишеств капителью, колонны тосканского ордера не имеют каннелюр. Еще одним его отличием является гладкий, без триглифов фриз. Простыми словами, колонны в тосканском ордере не имеют выемок, а балка над колонной лишена небольших прямоугольных плит с желобками.
Еще один производный вид ордера — композитный. Так же как и в коринфском ордере, вы увидите листья на капители колонны, только верхний их ряд заменен на волюты — закругленные детали, напоминающие женскую прическу.
Переходим к декоративным архитектурным элементам. Наверняка, прогуливаясь по Петербургу, вы часто обращали внимание на то, что нижняя часть фасадов многих зданий в центре города стилизована под крупную каменную кладку. Сама такая рельефная облицовка здания каменными блоками, как и декоративная отделка, лишь напоминающая камень, именуется рустом (рустовкой, рустикой). Кстати рустованными могут быть и лопатки, о которых мы с вами говорили в прошлый раз.
Деталь, которую можно увидеть практически на каждом фасаде в центре нашего города, — сандрик. Это небольшой карниз, расположенный над окном или дверным проемом. Ценители петербургской архитектуры наверняка знают, что у нас в Северной столице можно увидеть самые разнообразные примеры сандриков, от простых до торжественно нарядных.
Не так часто, как сандрик, на фасадах петербургских зданий вы встретите десюдепорт — декоративную живописную или скульптурную вставку над дверным проемом. Кстати, с французского dessus de porte так и переводится — «над дверью».
Еще один декоративный элемент, который можно увидеть на фасаде или в интерьере, — маскарон. Это рельеф, изображающий человеческое лицо, звериную морду или какое-либо мифическое существо. Чаще маскароны располагаются над оконными проемами на фасаде, но их можно встретить и во внутренней отделке помещений. К примеру, в особняке Шредера на Петроградской набережной существует целый Маскаронный зал.
От окон, дверей и стен переходим к оформлению потолков и сводов. Нередко из уст петербургских экскурсоводов можно услышать выражение «кессонированный потолок». Слово «кессон» означает квадратную или многоугольную углубленную декоративную панель. Кессонные потолки и своды встречаются в оформлении многих петербургских зданий — в Исаакиевском соборе, Академии художеств, особняке Румянцева, или, например, в павловском «Храме дружбы».
Последний архитектурный термин, о котором я хотел бы рассказать сегодня, — это меандр, геометрический орнамент в виде ломаной под прямым углом линии. Если присмотреться, этот узор напоминает волну, что неудивительно, ведь Меандр — это греческое название реки Большой Мендерес. Пожалуй, самый знаменитый пример использования такого рисунка в Петербурге — решетка Летнего сада. При подготовке этого материала я встретил орнамент, пожалуй, в самом популярном туристическом месте города — на Дворцовой площади. Им оформлен фасад здания Главного штаба.
Очень надеюсь, что мой сегодняшний материал поможет вам несколько лучше разбираться в мире архитектуры. Для еще большего погружения в тему рекомендую посетить экспозицию «Петербург в архитектурных моделях и чертежах. XVIII—XIX вв.» в Академии художеств. Здесь представлено несколько макетов известных зданий города на Неве, в их число входят и неосуществленные проекты, например так и не построенный третий Исаакиевский собор.