В прошлой своей статье я уже писал о музее Академии художеств. Сегодня мне хотелось бы остановиться на отдельной его экспозиции «Петербург в архитектурных моделях и чертежах. XVIII-XIX вв.».
Удивительно, но в Петербурге нет музея, целиком посвящённого архитектуре, как, например, музей имени А. В. Щусева в Москве. Наверное, это связано в том числе и с тем, что архитектуру в нашем прекрасном городе можно изучать, просто выйдя на улицу. Исаакиевский и Смольный соборы: все мы знаем эти символы Петербурга. Но так ли они должны были выглядеть, как сейчас? Давайте посмотрим.
Выставка архитектурных моделей и чертежей
Выставка расположена на третьем этаже Академии художеств на Университетской набережной. Попасть на экспозицию можно, просто купив входной билет в музей. В нескольких залах экспонируются копии известных достопримечательностей города. Кроме вышеупомянутых соборов здесь расположены модели здания Биржи, Александринского театра, Михайловского замка и нескольких других строений. Кстати, макет самого здания Академии, где мы находимся, тоже присутствует.
Создание архитектурных макетов мы позаимствовали у европейцев. Такие уменьшенные копии строений дают представление о будущем объёме здания, о его интерьерах. Обычно такие макеты хранились в самих зданиях, для которых они создавались. В Петербурге же модели помещались в Академию художеств, и сегодня мы можем увидеть несколько замечательных творений в одном месте.
Проекты Исаакиевского собора
Пётр I был рождён в день Исаакия Далматского, и в 1710 году приказал возвести церковь в честь своего покровителя. Первая Исаакиевская церковь находилась рядом со зданием Адмиралтейства и представляла из себя амбар, над крышей которого возвели колокольню.
Вторую, каменную Исаакиевскую церковь начали возводить западнее Адмиралтейства в 1717 году. Но с течением времени грунт под зданием стал проседать, и церковь пришлось разобрать.
Видео: Музей Академии художеств. Виртуальная экскурсия по выставочным залам
На экспозиции в Академии художеств мы видим макет третьего Исаакиевского собора, архитектором которого являлся знаменитый проектировщик Мраморного дворца, Антонио Ринальди. Здесь хорошо видна преемственность стиля мастера — Исаакиевский собор должен был быть выполнен также из мрамора.
К моменту смерти Екатерины II, которая и задумывала этот проект, собор был построен лишь наполовину. Её сын Павел I приказал мрамор, использовавшийся для строительства Исаакиевского собора, перенаправить на возведение Михайловского замка. Сам же Исаакиевский собор предполагалось построить из кирпича, что на фоне парадной застройки центра Петербурга выглядело бы как минимум странно.
Впоследствии было принято решение о перестройке и этого собора. Автором последнего, четвёртого проекта был Огюст Монферран. Интересно, что первый камень третьего собора был заложен в 1768 году, а последний, четвёртый Исаакиевский собор был освящён в 1858-м, то есть через 90 лет. Три поколения петербуржцев наблюдали за, как сейчас бы его назвали, мегапроектом. Интересно, что затянувшуюся на несколько десятилетий стройку жители города стали называть «Исаакиевской деревней».
Неосуществлённый проект Смольного собора
Здесь, по сравнению с эпической историей возведения Исаакиевского собора, всё гораздо прозаичнее, хотя и его можно назвать долгостроем — он возводился на протяжении 87 лет. На выставке в Академии находится проектная модель Смольного монастыря авторства Бартоломео Франческо Растрелли.
Примечательно в этой модели то, что здесь мы можем увидеть несуществующую колокольню. В разных источниках её высота варьируется от 140 до 167 метров. Благодаря своим размерам строение должно было превзойти по высоте все существующие в городе высотные точки, включая купол Исаакиевского собора и шпиль Петропавловского собора.
Причина того, что здание не было возведено, очевидно, заключалась в нехватке средств. Хотя при современных раскопках у Смольного собора на глубине 4 метров был обнаружен фундамент будущей звонницы.
Интересно, что петербуржцы, проживающие в этом районе, часто расспрашивают сотрудников музея, откуда на макете взялась колокольня, если в реальной жизни её нет.
Если кратко, в целом:
- уникальные исторические экспонаты;
- кроме моделей, в музее представлено множество архитектурных чертежей;
- если интересуетесь архитектурой или искусством, на первом этаже есть магазин с большим выбором книг на эти темы.