Уверен, что те, кто впервые посещает архитектурные и интерьерные экскурсии в Санкт-Петербурге, часто теряются, услышав от гида массу незнакомых слов. Экскурсовод то просит обратить внимание на фриз, то рассказывает о прекрасном десюдепорте. Что делать и куда же направить свой взор? Сегодня я предлагаю вам вновь обратиться к архитектурному словарю и взглянуть на несколько часто употребимых, но не всегда понятных терминов из него.
Начнем с простого. Наверняка каждый из нас встречался с такими терминами: атланты, кариатиды и путти. Скульптурные группы первых и вторых мы видим в центре Петербурга буквально на каждом шагу. Правда, нередко, чтобы их заметить, придется поднять голову. Атланты — это скульптурные изображения атлетически сложенных мужчин. Фигуры служат опорами для перекрытий зданий. Скорее всего, каждый из читателей, побывавших в Санкт-Петербурге, сразу же вспомнит мощных атлантов Нового Эрмитажа.
Кариатиды являются женскими задрапированными фигурами все с теми же функциями, они заменяют собой колонну или пилястру и поддерживают антаблемент (или другой архитектурный выступ) или же представляют собой декоративный элемент.
В отличие от атлантов и кариатид, которых скорее всего можно встретить на фасадах зданий, фигурки путти в большей степени относятся к интерьерным декоративным элементам. На моей памяти в петербургской архитектуре внутри домов они встречаются гораздо чаще. Путти представляют собой фигуры маленьких мальчиков. Небольшие скульптуры предстают перед нами в одежде или без, с крыльями или без них.
Вернемся к атлантам Нового Эрмитажа. Они установлены на портике здания. Этим термином обозначается крытая галерея, крышу которой поддерживают колонны. В этом конкретном случае колонны были заменены атлантами. Встречаются и портики с кариатидами.
Еще один архитектурный термин, который мы можем часто встретить на экскурсиях или при чтении литературы о Петербурге, — это фронтон. Так именуется завершение фасада или портика, ограниченное скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Чаще всего встречается треугольный фронтон, но он также может быть полукруглым, лучковым или сложнофигурным. Внутренняя заглубленная часть фронтона называется тимпаном. Здесь могут быть размещены рельефы, статуи, живописные сюжеты.
Кстати, о рельефах. Знаете ли вы, что выпуклые изображения на плоскости можно разделить на барельеф и горельеф? Если в первом случае фигуры выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, то во втором композиция выдается из фона более чем наполовину.
Пожалуй, самым наглядным объяснением сразу нескольких терминов может служить фотография горельефа на тимпане фронтона на портике Исаакиевского собора. Надеюсь, что после знакомства с сегодняшним материалом такое словосочетание будет понятно даже самому далекому от архитектурных тонкостей читателю.
Конечно же, в рамках небольшого материала мы не можем учесть всех нюансов этой объемной темы. Даже те термины, которые я упомянул сегодня, значительно более многогранны. Например, портик с тремя колоннами именуется тристилем, с девятью — эннеастилем, с десятью — декастилем. Но настолько углубляться мы не будем, и надеюсь, что и этот объем информации поможет вам немного лучше разобраться в архитектуре прекрасного Петербурга. Для продолжения знакомства с достопримечательностями нашего города я могу предложить вам к прочтению статью об уже упомянутых сегодня атлантах на портике Нового Эрмитажа.
Тем же, кто только собирается изучать архитектуру, в первую очередь я бы рекомендовал обратиться к первой и второй частям этого материала. Удачных прогулок!