Друзья, после небольшого перерыва продолжаем знакомство с архитектурой раннего советского периода. В Петербурге достаточно много зданий, построенных в стиле конструктивизм, в предыдущих статьях я уже писал, например, о Дворце культуры имени А. М. Горького и первом жилом доме Ленсовета. Сегодня же мы увидим ДК Газа и здание Городской больницы № 14, Московский райсовет и две фабрики-кухни — Василеостровскую и Выборгскую.
Свою прогулку мы начинаем с ДК Газа, расположенного в Кировском районе Санкт-Петербурга. Здесь находится множество зданий эпохи конструктивизма.
Дворец культуры возводился под руководством архитекторов А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского. Предназначался он для работников Кировского завода — одного из промышленных гигантов города и располагался напротив него. Предполагалось, что здание будет состоять из двух зон: клубной (с помещениями для кружков, библиотекой, танцевальным и малым залом на 500 мест) и театральной, вместимостью 1500 человек.
К сожалению, авторам удалось реализовать только первую часть проекта. Строительство театральной части сначала затянулось, а потом и вовсе было заморожено. Основной доминантой здания стал четырехэтажный корпус. Его отличительные черты — резко сдвинутые к краю балконы и лоджия на столбах.
Профилакторий был новым типом медицинского учреждения, соответствующим духу времени. Его основной задачей было предотвращение, а не лечение заболеваний. Основной корпус, высотой преимущественно в три этажа, сильно вытянут вдоль улицы Косинова. От него вглубь садовой территории уходят т-образные выступы, это позволяло зонировать здание по типам заболеваний и обеспечить отдельные входы.
Изначально проектом было предусмотрено характерное для конструктивизма ленточное остекление, но в итоге архитектор Л. В. Руднев от него отказался из-за нецелесообразности и сложности в техническом исполнении. Поэтому его заменили на простенки темной окраски. С архитектурной точки зрения интересны повышенные выступы лестниц с вертикальным остеклением, а также входная группа с поддерживающими ее столбами и угловыми террасами.
Проезжая по Московскому проспекту, просто невозможно не заметить здание Московского райсовета. Его главный цилиндрический корпус сразу же бросается в глаза, к нему примыкают два взаимно перпендикулярных здания административного назначения с обращенным в тыльную часть зрительным залом.
Особенностью главного корпуса является выдвинутый вперед прямоугольный объем с выступающими балконами, казалось бы, в нем должна находиться лестница, но это не так. Все лестницы расположены исключительно внутри здания. Вообще о главном корпусе стоит рассказать подробнее. По форме это атриум, здесь есть внутренний двор, в который за счет особенностей остекления поступает много света. Еще одна инновация — самые посещаемые отделы райсовета были размещены по кругу и связаны кольцевыми галереями, что обеспечивало простой доступ к ним. Все же административные структуры, не требующие взаимодействия с горожанами, располагались в двух других корпусах.
Здание райсовета поражает своей монументальностью и словно говорит о силе советской власти. Это же восприятие продолжает формировать и своеобразный двор-курдонёр, располагающийся между двумя боковыми частями здания, приподнятый над проезжей частью.
Советский человек не должен тратить время на приготовление еды — именно таким посылом можно охарактеризовать появление фабрик-кухонь. Об одной из таких, Василеостровской, расположенной в промышленной зоне одноименного острова, и пойдет речь. Она включала в себя производственную и торговую зоны со столовой и магазином полуфабрикатов. Фабрика-кухня была рассчитана на выпуск 35 000 обедов в день.
Здание возведено с использованием монолитных железобетонных конструкций. Высота корпусов, имеющих достаточно простую геометрическую форму, достигает трех этажей. Они образуют прямоугольный внутренний двор. Строгость форм немного сглаживает полукруглый выступ обеденного зала.
Популярное в конструктивизме ленточное остекление фасадов заменено широкими окнами, которые разделены заглубленными столбиками. По бокам основные корпуса ограничены выдвинутыми объемами лестниц. Особенно интересен выступ с витражным остеклением, выходящий на Большой проспект. Он отлично наполняет светом главную лестницу.
Задача фабрики-кухни — обеспечить питанием максимальное количество людей. Достигалось это за счет замкнутого технологического цикла, для оптимального протекания которого здания были размещены вокруг внутреннего двора. Благодаря использованию железобетонных конструкций удалось придать корпусам четкую геометрию, помещения сделать максимально функциональными, а крыши — плоскими.
В композиции фабрики-кухни вертикальным блоком сразу же выделяется угловая часть, украшенная огромным тройным витражом. Над остеклением выдвинут балкон. Динамики фасаду добавляет козырек, нависающий над террасой.
На основной части здания, выходящей на проспект, доминирует ленточное остекление. Проходя над проездом, оно добавляет элемент легкости. Боковую (южную) часть фабрики-кухни занимают обеденные залы, один из которых имеет полукруглую форму.
В Санкт-Петербурге достаточно много зданий, построенных в стиле конструктивизма. Некоторые из них продолжают эксплуатироваться, а некоторые уже совсем скоро станут историей. Если вы хотите узнать больше о постройках эпохи авангарда, могу предложить вам ознакомиться с первой, второй и третьей частями статьи на эту тему.
- Ленинградский конструктивизм: нетипичная архитектура для нового человека
- Ленинградский конструктивизм: нетипичная архитектура для нового человека. Часть 2
- Ленинградский конструктивизм: нетипичная архитектура для нового человека. Часть 3
- Ленинградский конструктивизм: нетипичная архитектура для нового человека. Часть 5