Особняк Румянцева — одно из самых примечательных зданий на Английской набережной в Петербурге. Построенный в 40-х годах XVIII века, он изначально принадлежал князьям Голицыным. В 1802 году его приобрел граф Николай Петрович Румянцев — выдающийся политик, дипломат и канцлер Российской империи.


Как добраться на метро
Ближе всего к особняку находится станция «Адмиралтейская» фиолетовой ветки метро. Путь пешком от неё займет около 25 минут. В плохую погоду можно доехать от метро до остановки «Площадь Труда» на автобусе или троллейбусе.
Стоимость посещения экскурсии — 300 рублей. Оплатить посещение лучше наличными, по словам сотрудников, терминал для банковских карт не всегда хорошо работает. Проводятся экскурсии по выходным дням, в 13:00.


Немного истории
За период нахождения на дипломатической службе Н. П. Румянцев собрал большую коллекцию различных исторических документов: рукописей, государственных актов и тому подобных документов. После ухода в отставку в 1814 году Николай Петрович смог в полной мере реализовать свою страсть к изучению отечественной истории. Ему удалось объединить в кружок множество талантливых ученых, благодаря труду которых удалось увеличить коллекцию и выпустить несколько научных книг.
С ростом коллекции Николай Петрович принимает решение о перестройке своего особняка и превращении его в музей. Перестройкой здания занимается талантливый архитектор В. А. Глинка. Благодаря ему особняк обзаводится 12-колонным портиком, а во фронтоне появляется горельеф «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины».


К сожалению, сам Николай Петрович не доживает до открытия музея, его дело заканчивает младший брат, Сергей Петрович Румянцев. 28 мая 1831 года в особняке открывается первый в России частный музей, который просуществует до 1861 года, после чего коллекция будет передана в Москву.
С 1863 года владельцы особняка периодически менялись. Последними стали герцоги Лейхтенбергские, которые продали его в 1916 под складские помещения. В 1918 здание было национализировано, а с 1938 года здесь располагался Музей истории Ленинграда. Основные реставрационные работы парадных залов были завершены к 2003 году, при этом восстановление продолжается по сей день. Сейчас особняк Румянцева — филиал Музея истории Петербурга.


Экскурсия
Как и во многих других исторических зданиях, экскурсия начинается рядом с парадной лестницей. Здесь нам рассказали немного истории о владельцах особняка, а самое главное — о смеси стилей, которые были использованы для оформления вестибюля и залов. Сама лестница заслуживает отдельного внимания: кажется, что она висит в воздухе. На самом же деле, ступени очень сильно притёрты друг к другу и крепятся к несущей конструкции внутри стены.
Поднимаемся на второй этаж и проходим в парадную гостиную. В её отделке использовано большое количество лепнины и других элементов декора. Во времена Лейхтенбергских данное помещение было перестроено в угоду их страсти к роскоши и светскому образу жизни.


Так, в помещении была снесена одна из стен и появились колонны. Удивительно, что сделаны они из дерева, а разукрашены под мрамор, так и не отличишь. Вызывает интерес и одна из стен: всю ее занимает огромное зеркало, 18 м2, установлено оно было в 1910 году и было самым большим цельным зеркалом Петербурга.
А мы идем в Белый зал. В основном он использовался для музыкальных вечеров и балов. Благодаря потолкам в 8,5 метра с кессонами акустика здесь просто великолепная. В зимний период в зале проходят временные выставки, а в теплое время его можно арендовать для собственного или корпоративного бала. Из огромных окон открывается вид во внутренний дворик, когда-то в нем была небольшая оранжерея.
Идем дальше и попадаем в помещения первого этажа, которые можно посетить только с экскурсией, так как они используются администрацией музея. Заходим в Мавританскую гостиную — ее расписной потолок в восточном стиле просто великолепен, удивительно, что он отлично сохранился.


Проходим в Дубовый кабинет. Основным элементом отделки выступает дуб. Им декорированы стены и ложа. Дерево создает атмосферу уюта. Особый интерес вызывают стены, кажется, что они покрыты медными панелями, хотя это кожа. Большая часть кожаной отделки — оригинал. В советское время стены просто затянули дерматином, под ним и сохранилась вся эта красота. Сейчас в дубовом кабинете расположился конференц-зал музея.
Идем дальше и оказываемся в еще одном помещении с отделкой из дуба и кожи. Помимо неё внимание приковывают два дубовых буфета. Один — работы русских мастеров, другой — трофейный немецкий. На этом экскурсия заканчивается, а мы отправляемся самостоятельно изучать особняк. Как оказалось, здесь еще много интересного.



В хорошую погоду после экскурсии вполне можно прогуляться по другим достопримечательностям Адмиралтейского района, например, подняться на колоннаду Исаакиевского собора.
Если кратко, в целом:
- отличная экскурсия по залам, недоступным для общего посещения;
- прекрасный вид на Английскую набережную и Васильевский остров;
- в музее множество экспозиций, все их можно посетить после экскурсии.