Большинство гостей Санкт-Петербурга в первый свой приезд посещают не только сверхпопулярные Эрмитаж или Петергоф, но и привозят с собой фотографии со знаменитого Аничкова моста на Невском проспекте. На его устоях возвышаются четыре конные скульптуры знаменитого мастера Петра Клодта.
Всего в Петербурге можно отыскать 27 скульптурных изображений коней, 11 из них выполнены знаменитым мастером. Композицию с шестью конями можно увидеть на Нарвских воротах, ещё четыре расположены на Аничковом мосту. Одиннадцатая скульптура — памятник Николаю I на Исаакиевской площади.
Статуи покорения коня на Аничковом мосту
Наверное, это самые популярные изваяния, сделанные мастером. Эти скульптуры известны далеко за пределами Петербурга, и их давно можно отнести к неофициальным символам великого города.
Изначально две конные скульптуры, выполненные Клодтом, было решено разместить на набережной у Академии художеств. Впоследствии от этих планов отказались, и фигуры заняли своё место на западной стороне Аничкова моста, который был открыт после реставрации в 1841 году.
Восточные устои заняли две гипсовые копии этих скульптур. Через год предполагалось заменить их бронзовыми. Но по указанию Николая I бронзовые скульптуры были подарены прусскому королю. Клодт выполнил отливку фигур ещё раз, но и они перекочевали за границу, на этот раз уже королю Неаполитанскому.
Со временем скульптор пришёл к идее объединить все статуи в композицию «Покорение коня человеком». В 1850 году она была представлена публике. Над пешеходами теперь возвышалось четыре бронзовых скульптуры: «Конь с идущим юношей», «Осаживающий коня юноша», «Юноша, поверженный конём» и «Юноша, берущий коня под уздцы».
Со статуями коней связано несколько необычных легенд. Первая из них гласит, что под хвостом одного из коней Клодт изваял лицо своего врага. Мастер предпочёл не раскрывать личность этого человека, для нас тем более это останется загадкой. Хотя современники могли легко узнать образ несчастного.
Есть ещё одна легенда, связанная с конями: Клодт, узнав, что у двух из четырёх коней нет языков, был сильно расстроен. Мастер замкнулся в себе, стал сторониться друзей, и в итоге заболел и умер от нервного расстройства.
Ещё один интересный факт относится к подковам коней. Подкованы только те из них, которые обращены в сторону Адмиралтейства. Те же, которые смотрят в сторону площади Восстания, подков не имеют. По легенде, кони с подковами идут от кузниц, находившихся в Кузнечном переулке. А неподкованные животные туда только направляются. Имелся ли у мастера такой замысел, мы уже не узнаем.
Великая Отечественная война не обошла стороной и Аничков мост. На одном из его восточных устоев можно увидеть следы от фашистских снарядов и памятную табличку. Скульптуры же, к счастью, сохранились — во время военных действий они были закопаны в саду Аничкова дворца.
Конная группа на Нарвских Триумфальных воротах
Скульптуры, расположенные на воротах — одна из первых серьёзных работ Петра Клодта. На аттике арки шестёрка коней запряжена в колесницу богини Славы. В этой композиции скульптор создал только фигуры коней, остальные детали были созданы другими мастерами.
Те ворота, которые мы видим сейчас, были заложены в 1827 году. При их строительстве использовалась кирпичная кладка, обшитая листами меди. Первые же, деревянные Нарвские ворота были возведены здесь ещё в 1814 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги, автора проектов Александровского дворца в Царском селе и Юсуповского дворца на Садовой улице Санкт-Петербурга.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
Ещё одной знаменитой работой Петра Карловича Клодта является памятник императору Николаю I. Он расположен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Наверное, каждый посетитель собора видел и памятник. Лучше же всего его будет видно с 40-метровой колоннады собора.
Архитектором проекта выступил Огюст Монферран, автор Александровской колонны на Дворцовой площади. Уникален памятник императору тем, что это одна из первых конных скульптур, поставленных только на две точки опоры.
Памятник Николаю I стоит на одной оси со знаменитым «Медным всадником», их разделяет Исаакиевский собор. Такое расположение породило у остроумных современников эпиграмму: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».
Сегодня памятник находится на реконструкции.
Мастер своего дела, Пётр Карлович Клодт, безусловно, оставил Петербургу замечательное наследие — скульптуры, которые будут радовать местных жителей и туристов на протяжении долгих лет. В других же городах скульптор участвовал в проектах создания памятника князю Владимиру в Киеве и Храма Христа Спасителя в Москве.