Продолжаем прогулку по музею-мастерской скульптора Михаила Константиновича Аникушина. Напомню, в предыдущей статье я упомянул о здании, в котором размещена экспозиция, и о работах знаменитого ленинградского мастера. Сегодня же предлагаю вам посмотреть на экспонаты коллекции и заглянуть в личные комнаты скульптора.
Выставочное пространство состоит из нескольких залов, самый масштабный из которых — Большая мастерская. Здесь, в помещении с высотой потолков от 9 до 15 метров, создавалось множество известных работ мастера. По словам сотрудников музея, экспозиция в главном помещении меняется примерно раз в год. В моё посещение выставка носила название «Когда дерево станет камнем». По всему пространству размещено множество скульптур различных авторов. То и дело на стенах и предметах можно увидеть небольшие стикеры, рассказывающие о приспособлениях для работы в мастерской — каркасе для фигур, тельфере (грузоподъёмном устройстве), ручных инструментах.
С некоторыми выставочными предметами можно взаимодействовать, некоторые же приходят в движение без нашего участия. Например, практически сразу на входе в Большую мастерскую установлена интерактивная «Башня времени», а ближе к центральной части зала можно увидеть вращающийся экспонат, завораживающий и детей, и взрослых.
Из главного пространства можно попасть на выставку «Личная биография. Как создавался монумент „Героическим защитникам Ленинграда“», где рассказывается об истории создания знаменитого комплекса на Московском проспекте. Фотографировать здесь нельзя, хотя при желании все эти экспонаты вы можете увидеть в уличной витрине музея.
Зеркально по отношению к предыдущему залу расположена экспозиция «Портреты». Здесь посетители музея могут увидеть множество моделей скульптур и даже настоящие памятники. Любопытна история одного из них — статуи А. С. Пушкина, размещённой на станции метро, носящей имя поэта. Изначально этот памятник был установлен на «Пушкинской» в 1955 году, в руках Александра Сергеевича находилась ветвь рябины. В 1980 году эта деталь была утрачена, а сам памятник был передан на реставрацию в мастерскую автора. Так вышло, что оригинал остался здесь, копию же вновь установили в метро. Правда, вместо рябины Пушкин держал в руках ветку сирени. Как произошла такая «ботаническая ротация», не могут сказать даже сотрудники музея.
Двигаясь в сторону выхода, посетители попадают ещё в одно помещение, в котором работал Аникушин, — в малую мастерскую со множеством эскизов, моделей скульптур и восстановленным рабочим местом мастера. Последний зал, который мы проходим перед выходом с выставки, — гостиная. В годы жизни скульптора здесь собирались друзья и гости Михаила Константиновича. Сегодня на одной из стен этого помещения можно увидеть небольшую фотовыставку. Посетить мастерскую Аникушина можно как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. К тому же сотрудники музея проводят разнообразные мастер-классы по работе с глиной и гипсом.
Кстати, упоминания о скульптурах мастера есть и в других моих статьях. Например, в материале о Русском музее размещена фотография памятника Пушкину на площади Искусств, к тому же небольшую подборку изображений монумента «Героическим защитникам Ленинграда» вы можете найти в статье о памятниках, посвящённых блокадному Ленинграду.
Если кратко, в целом:
- интересная экспозиция, которая сменяется раз в год;
- полное погружение в творческую атмосферу;
- экскурсии, мастер-классы и лекции для детей и взрослых.